Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.
Эти рекомендации помогут родителям адекватно реагировать на изменение в поведении детей и оказать необходимую поддержку в процессе их развития.
Ребёнок 3 – 4 лет больше стремится к самостоятельности, осознаёт собственную «отдельность» себя от матери. Малыш нуждается в общении со сверстниками, уважении и признании. Самый важный вид деятельности – это игра.
Возрастные особенности крохи в 3 – 4 года:
• Формируется «противоволя», поэтому ребёнок хочет всё делать по-своему.
• Появляется осознание себя, как отдельного от родителей человека, поэтому он часто отвергает любую их помощь.
• Малыш совершает поступки не под влиянием случайного желания, а исходя из более сложных и стабильных мотивов.
• Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Кроха представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует.
• Во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других.
• Словарный запас ребёнка пополняется, он активно осваивает речь, придумывает новые слова.
Развитие нервной системы
Центральная нервная система крохи ещё в процессе формирования, при этом проявляются следующие качества:
• Ребёнок способен анализировать и синтезировать информацию, которую он получает от окружающих.
• Происходит развитие речи, увеличивается её значение в процессе познания. Малыш всё чаще задаёт вопросы, расспрашивает, уточняет.
• Дети 3 – 4 лет не способны долго концентрироваться на изучаемом материале, поэтому в процессе следует использовать дидактические приёмы, чтобы удержать их внимание. Младшие дошкольники очень эмоциональны, из-за чего они быстро устают. Дети ещё не способны управлять своими эмоциями, а поэтому после вспышки активности впадают в состояние замкнутости и отрешённости. Ещё одна особенность ребёнка в 3 – 4 года – это несовершенство взаимодействия сигнальных систем. То есть малышу лучше показать наглядный пример, словесные инструкции ему не так понятны.
Личностное развитие
Как упоминалось ранее, дети воспринимают себя, как отдельного индивида, они стремятся стать самостоятельными. Однако проблема в том, что это желание не соотносится с возможностями. В этом и состоит суть конфликта ребёнка 3 – 4 лет, то есть он желает всё делать сам, но не может справиться без взрослых. Кроха не слушается родителей, выдвигает им свои требования. Таким образом, он пытается выйти из-под опеки взрослых. Чтобы личность успешно сформировалась родители должны воспитывать самостоятельность у крохи:
• Относится к малышу, как к равноправному, отказаться от стиля общения «авторитетный взрослый – маленький ребёнок».
• Позволять ему быть самостоятельным.
• Поддерживать его начинания и стремления, если они положительные.
• Если у ребёнка что-нибудь не получается, то ему стоит подсказать другой метод решения задачи или предложить ему свою помощь.
• Не критиковать кроху, а сформировать у него понятие, что он хороший. В этот период у малыша формируются основы самооценивания, он замечает, как действуют его сверстники, сравнивает их результаты со своими, стремиться к лучшему результату. Он желает добиться успеха, признания и уважения, хочет слышать похвалу.
Социальная адаптация
На рубеже 3 – 4 лет меняется социальная позиция ребёнка. Он нуждается в общении с одногодками, готов считаться с интересами части детского коллектива. Кроха может выстраивать отношения со сверстниками, учитывая общепринятые нормы и правила поведения. Однако в большинстве случаев дети просто находятся рядом и плохо идут на контакт. Дети в 3 – 4 года эмоциональные, отзывчивые, способны сопереживать, утешать, могут прийти на помощь. Они дружелюбные, открытые, не ощущают угрозы извне, чаще всего действуют ситуативно. Трёх-, четырёхлетние малыши способны контролировать своё поведение, руководствуясь своими побуждениями. В этот период развивается половая идентификация. В 3 – 4 года ребёнок овладел основными бытовыми навыками (самообслуживание, правила гигиены). Он самостоятельно кушает, ходит в туалет, моется, чистит зубы, одевается и раздевается. Родителей кроха осознаёт не только, как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у них есть работа, и что они выполняют разные социальные роли. Дети в 3 – 4 года часто копируют поведение взрослых.
Психологическое развитие
У ребёнка 3 – 4 лет совершенствуются различные психологические процессы:
• Непроизвольная память. Кроха запоминает информацию, которая спровоцировала у него яркие эмоции. Он может запомнить 5 названий предметов и 3 – 4 слова. Он уже способен выучить маленький стих.
• Преобладает наглядно-действенное мышление, начинает формироваться нагляднообразное. Малыш может находить взаимосвязь между предметами, основываясь на практические действия, делать несложные выводы.
• Предпочтительный вид деятельности у младших дошкольников – это игра. С её помощью дети копируют поступки взрослых, тестируют разные модели поведения. Малышам предлагаются краткие сюжетные игры, во время которых они выполняют простые действия с игрушками и предметами (заменители). Воображение у ребёнка 3 – 4 лет развито слабо, он не способен замечать детали, изображает предметы в примитивном виде. Кроха создаёт простые конструкции и аппликации по образцу.
• Развиваются пространственные представления. Кроха ориентируется в знакомых местах.
• Пополняется запас слов. Ребёнок воспринимает небольшой рассказ, составляет простые предложения, поддерживает несложный диалог, может пересказать короткий текст.
• Кроха проявляет интерес к познанию окружающего мира, радуется новым умениям и полученным знаниям. Чтобы ускорить развитие малыша необходимо ежедневно заниматься с ним по специальной программе.
Полезные советы для родителей
Что бы ребёнок в 3 – 4 года гармонично развивался, взрослым необходима грамотная консультация для родителей:
• Проявляйте терпение и понимание к «противоволе» малыша. Если вы попытаетесь подавить его желания, то он может стать пассивным, апатичным, зависимым от вашей воли, инфантильным.
Позволяйте ему настаивать на своём, даже если это выглядит глупо.
• Помните, что упрямство ребёнок проявляет не когда ему чего-то очень хочется, а когда ему важно, чтобы с его мнением считались.
• Постепенно подготавливайте младшего дошкольника к детскому саду. Помогите ему освоить навыки самообслуживания, выработайте подходящий режим дня.
• Помогайте малышу разбирать конфликтные ситуации. Учите его уважать свои и чужие личностные границы. Покажите ему наглядный пример, для этого относитесь с уважением к нему и другим членам семьи.
• Уважайте эмоции ребёнка: сопереживайте его горю, понимайте злость, разделите с ним радость, ощущайте его усталость.
• Развивайте у него координацию движений, пусть кроха попрыгает, попробует постоять на одной ноге, поиграет с мячом. Для развития моторики займитесь лепкой, учите его завязывать и развязывать шнурки, складывать пирамидки. Совместно занимайтесь спортом.
• Развивайте его речь, для этого следите за чистотой своей речи, читайте ему вслух. Так не только пополнится словарный запас крохи, но и будет развиваться образное мышление, а ваши отношения станут ещё более тёплыми. Интересуйтесь, как прошёл его день, терпеливо отвечайте на его вопросы. Таким образом, необходимо изучить возрастные особенности детей 3 – 4 лет, чтобы полностью реализовать воспитательные возможности этой возрастной категории. Это очень важно, так как в этот период формируется характер и принцип поведения будущей личности. Именно в 3 – 4 года закладывается основа физического, интеллектуального и морально-волевого развития ребёнка.
***
23 февраля
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ!!!
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в
армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в
городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником
отечества.
Ход игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат
солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными.
Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины.
Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках.
Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично
разбираются в ракетной технике. Военные лётчики – летают на военных
самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов.
Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники –
охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют
обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом.
Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях; развивать
воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры: перед детьми располагают картинки или фотографии с
изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых
военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную
профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»
Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском
транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов
своей страны.
Ход игры: на карте России взрослый показывает границы нашей страны.
Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но
и по воде. Дети отвечают на вопросы взрослого относительно того, на каком
виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ.
Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный
лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность,
память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры: ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных
профессий. Играющие должны определить по характерным особенностям,
кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.
Дидактическая игра «Пазлы»
Цель – развить логическое мышление, память дошкольника.
Необходимо разделить изображения военных видов транспорта, техники .
представителей разных родов войск на несколько деталей. При этом ребенку
даются и лишние элементы.
Дети должны собрать необходимую композицию. Также можно группировать
собранные пазлы по родам войск.
Есть такая профессия – родину защищать, а рассказывают об этом стихи про военных. Особенно они понравятся мальчишкам – ну кто из них не мечтает вырасти и стать сильным и отважным героем, которого все будут любить и уважать!
В ребенке стихотворения про военных развивают чувство патриотизма, а также они помогают познакомиться с разными званиями и специальностями. Ведь в армии есть моряки, летчики, десантники, подводники и даже врачи. И все они рискуют своим здоровьем и жизнью, чтобы мы могли жить мирно.
Военные летчики
Летят на серебряных крыльях
Защитники нашей страны.
Здесь скорости сверхзвуковые,
Здесь знания очень важны.
Стать летчиком очень не просто.
Хоть небо мальчишек зовет.
Важны здесь отвага и смелость,
Лентяй в их отряд не пройдет.
***
Моряки-подводники
Трудна у подводников служба.
Подолгу скитаться в морях.
Мечтают они очень часто,
В лесах побродить и в полях.
Их долг — это служба России.
И долг здесь превыше всего.
Подводною службой военной
Они исполняют его.
Василиса Светлая
***
Ракетные войска
Мы ракеты запускаем,
Цели злобные сбиваем.
Не страшны врага ракеты.
Сможем сбить их над планетой.
Знай же, Родина моя,
Защищаю я тебя!
Василиса Светлая
***
Пограничник
На страже границы
Стоит пограничник.
Он службу свою
Очень верно несет.
Здесь враг не пройдет.
Как преступник не злится
Дорогу в Россию
Он здесь не найдет.
Василиса Светлая
***
Спецназ
Служба их трудна,опасна.
Трусу нету места здесь!
Разным навыкам военным
Применения не счесть:
Прыгать нужно с парашютом,
Плавать,бегать и стрелять.
Разминировать предметы,
И машиной управлять.
Василиса Светлая
***
Военный капитан
Я военный капитан!
Мне не страшен ураган!
Вся команда на подбор,
Мы ведем корабль в шторм.
На посту стоим не зря!
Защитим тебя, страна!
Василиса Светлая
***
Я в десантники пойду!
Пусть завидуют ребята!
Я в десантники пойду…
И стрелять из автомата
Буду прямо на ходу.
Набекрень берет надену
И девчонки все мои…
Я десантник очень смелый!
Раскидал легко двоих.
Удивляться мне не нужно,
Что я ростом невелик…
Я вчера большую лужу
Перепрыгнул просто вмиг.
Точно так же с парашютом
Я лететь готов, друзья!
Тренируюсь рано утром,
Спать подолгу мне нельзя.
Пусть завидуют ребята!
Я в десантники пойду…
Жаль годков пока мне…
Пятый…
Эх, нескоро подрасту…
Ирина Дарнина
***
Пограничник
«Ешь! — сказала мама сурово. —
Кто не ест, тот хилый и слабый,
Не возьмут в солдаты такого —
Разве только писарем штаба!».
Стану я, как папа, майором
Или генералом, как деда!
Я возьму котлету измором —
Буду всё съедать за обедом!
«Хочешь быть служебной собакой? —
Говорю я Рексу сурово. —
Ну, тогда съедай всё до капли,
Чтобы стать большим и здоровым!
Мы пойдём служить на заставу,
Будем след искать на земле мы,
А сестрёнку дома оставим —
От девчонок только проблемы!
Завтра нам вставать рано-рано
И тренировать свою силу!
Попрошу сегодня я маму,
Чтоб она твой хвостик пришила».
***
Много разных есть профессий
Много разных есть профессий,
Кто-то где-то преуспел.
Но любой мальчишка в детстве
Хочет быть как офицер.
Он подтянут, он умен —
Красотой не обделен.
Для ребят он всех пример —
Наш отважный офицер.
Наталья Тата Зубарева
***
Моряк
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
***
Танкист
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой!
***
Летчик
Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!
***
Подводник
Вот дивная картина —
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат —
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!
***
Десантник
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.
***
Сапер
Давно закончилась война,
Но след оставила она —
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез, и боли!
***
Военный врач
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасет,
Он перевяжет раны!
Врач извлечет из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!».
Поделиться с друзьями: